Выбирая для очередной партнерской конференции побережье Греции,
компания «Альянс» (Alliance Marketing Group), один из крупнейших в России дистрибьюторов
комплектующих и аксессуаров для компьютеров, запланировала для участников (их собралось более 60 человек)
обширную деловую программу, в которую включила доклады представителей вендоров Acer, Adaptec,
A-DATA, ATI, Blue Walker, Chieftec, Frontier, FSP, Fujitsu, Hiper, Logitech, Mitsumi, а также золотого
спонсора мероприятия Gigabyte. Всего же в настоящее время у «Альянса» более 30 вендоров,
хотя еще не так давно их было только четыре-пять. Дело в том, что с 1999-го она начала активно расширять бизнес.
В результате между 2002 и 2004 гг. оборот вырос примерно в два с половиной раза.
Но такое резкое расширение не являлось самоцелью, а было вызвано сугубо прагматичными соображениями.
Дело в том, что маржа на российском рынке комплектующих упала ниже 5% и продолжает падать. «Мы поняли,
что быть компанией с оборотом в 40 млн. долл. становится невыгодно, так как общая тенденция снижения маржи не
позволяет эффективно работать при небольших оборотах», сказал вицепрезидент «Альянса»
Михаил Лукинов.
В последнее время дистрибьютор динамично меняет структуру предлагаемых продуктов, хотя основной костяк вендоров
сохраняется на протяжении уже пяти лет. Так, в этом году из списка поставщиков исчезла корпорация Intel, с которой
«Альянс» заключил соглашение года полтора назад. »Несмотря на большой оборот, продукты Intel не
приносили нам прибыли, сообщил г-н Лукинов. А наша стратегия состоит в том, чтобы продавать
по максимуму те позиции, по которым есть прибыль, и зажимать те, что прибыли не приносят».
Более удачным оказалось сотрудничество с производителем запоминающих устройств тайваньской компанией
A-Data. До этого у дистрибьютора был только один поставщик памяти фирма Kingston, но она иногда выпускала
под одним и тем же серийным номером неидентичные устройства, что приводило к проблемам у сборщиков компьютеров.
Поэтому, по словам г-на Лукинова, около года назад было решено заключить договор с A-Data, у которой таких сбоев не
возникает. И теперь этот вендор вносит в оборот «Альянса» больший вклад, чем Kingston. Впрочем,
последний тоже повысил активность после появления конкурента в списке поставщиков. «Это лишний раз
подтверждает известное правило, что в каждой продуктовой группе нужно иметь двух-трех сильных вендоров,
чтобы они подстегивали друг друга», заметил Михаил Лукинов.
Совсем недавно компания решила занятся безпроводным оборудованием молодой немецкой фирмы Blue Walker,
которая выпускает устройства с поддержкой стандарта Bluetooth. «Альянс» видит для них
неплохие перспективы. «В России беспроводные технологии Bluetoth и Wi-Hi начали нормально развиваться
только сейчас», считает г-н Лукинов. Так что, с его точки зрения, время для выхода на новый
рынок выбрано правильно.
Заметной тенденцией развития компьютерного бизнеса сейчас является усиление роли розничной торговли.
«Альянс» уделяет этому немало внимания и в течение последних двух лет активно сотрудничает с
ведущими розничными сетями. «На компьютерном рынке доля крупной розницы
растет, отметил Антон Смирнов, директор «Альянса» по маркетингу.
Все больше компьютеров и периферийных устройств приобретается в больших розничных магазинах, причем
заметную роль играют не только традиционные продавцы электроники, но и универсальные гипермаркеты
(такие, как «Ашан» и «Метро»)».
Однако эта тенденция может оказаться опасной для дистрибьюторов. Ведь на Западе многие крупные
розничные сети взаимодействуют с вендорами напрямую, минуя промежуточное звено. В России же, как считают
в «Альянсе», до этого еще далеко. «Из-за сложностей с таможней зарубежные сети
не могут ввозить товар в Россию и, наверное, еще долго не смогут, утверждает г-н Луки-нов.
Поэтому они все покупают в Москве через дистрибьюторов». Это явно сказывается на структуре доходов
в прошлом году на розницу приходилось 24% оборота, а в этом около 30%.
Работа с крупной розницей влияет и на распределение продаж между Москвой и регионами.
Сейчас примерно 70% партнеров компании являются региональными фирмами, но на их долю приходится лишь
35% оборота. «В последнее время в наших доходах выросла доля московских розничных сетей и крупных
столичных сборщиков, признался Михаил Лукинов. Конечно, часть товара направляется из
гипермаркетов в разные уголки нашей страны, и как ни странно, зачастую такой непрямой выход в регионы
является весьма эффективным».
Однако «Альянс» продолжает уделять большое внимание сотрудничеству с региональными фирмами.
Для компании очень важно наличие развитой дилерской сети. Ведь она не имеет офисов за пределами МКАД и не
собирается их открывать. Сейчас у нее больше 600 номинальных и около 200 активных партнеров. Для работы
с ними используются маркетинговые инструменты. «Мы распределяем не только товар, но и свои ресурсы,
один из которых маркетинговые фонды вендоров, рассказал г-н Лукинов. Это
позволяет нам предлагать партнерам достаточно интересные условия работы не только на фронт-марже, но и на бэк-марже
с возвратом денег через такие фонды».
Чтобы расширить региональную сеть, «Альянс» постепенно осваивает новые территории. Работа эта не
из легких. Так, в прошлом году компания попыталась выйти в два региона: в Сибири в Иркутск и Прибайкалье,
а в европейской части в Татарию и Башкирию. С первой задачей удалось успешно справиться, а вот
решение второй полностью провалилось. По мнению Михаила Лукина, причина неудачи в особенностях ведения бизнеса
в национальных республиках: «Мы организовывали поездки с вендорами по региону, вкладывали деньги в маркетинговые
мероприятия, предпринимали другие действия, а в результате получили ноль в обороте. Но это не значит, что мы больше не
будем пытаться туда выйти, просто постараемся делать это по-другому».
Что касается планов на будущее, то они очень простые. Период взрывного роста оборота закончился, и
теперь «Альянс» собирается расти вместе с ИТ-рынком. «Мы не хотим резко увеличивать
оборот за предел 100 млн. долл. Иначе придется менять всю внутреннюю логистику, склад, транспорт, отдел продаж,
объяснил Михаил Лукинов. Это очень дорого, а наша задача повышать эффективность бизнеса».
Елена Гореткина, PC WEEK, #26(488). |